Блокфлейта

Описание

Свистковое устройство. А — блок (пыж), B — канал, C — заострённый край

В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются так называемые вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как современная поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.

По-немецки блокфлейта называется «флейта с блоком» (нем. Blockflöte), по-французски — «флейта с клювом» (фр. flûte à bec), по-итальянски — «нежная флейта» (итал. flauto dolce), по-английски — «рекордер» (англ. recorder; от record — учить наизусть, разучивать).

Современные блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность — они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»). Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей — как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях.

Блокфлейта — инструмент нетранспонирующий, поэтому инструменты в строе до и фа записываются в реальном звучании или (для сопрано, сопранино и баса) на октаву ниже реального звучания. Гарантируемый производителями блокфлейт диапазон (так называемый стандартный диапазон) составляет чуть более двух октав: для сопрано он составляет от до второй октавы до ре четвёртой октавы.

Есть возможность расширить диапазон, на половину тона вниз, если частично закрыть раструб. Некоторые инструменты позволяют взять более высокие ноты, чем указано в стандартном диапазоне. Возможность такого расширения во многом зависит от качества блокфлейты, а аппликатура такого расширения может сильно разниться в зависимости от производителя. У профессиональных исполнителей дополнительный расширенный диапазон по качеству звучания не отличается от стандартного диапазона.

Некоторые современные модели, которые обладают расширенным диапазоном: Mollenhauer Modern Soprano/Alto; Helder Alto/Tenor (harmonic recorders — Mollenhauer & Maarten Helder).

Обучение игре на духовых музыкальных инструментах в российских музыкальных школах начинается с освоения игры на блокфлейте.

Система

Блокфлейты бывают барочной (английской) и немецкой (германской) систем.

Как выяснилось, даже преподаватели не всегда знают что это, и в чем разница.

Давайте разберем подробнее, ведь на флейтах разных систем и играть нужно немного по-разному.

Внешние отличия

Перед вами две блокфлейты.

Блокфлейта немецкой (германской) системы

Блокфлейта барочной (английской) системы

Как видите они очень похожи. Внешняя разница лишь в том, что у блокфлейт немецкой системы третье отверстие снизу имеет более маленький диаметр, а у блокфлейт барочной системы – четвертое снизу.

Мнемоническое правило, которое раз и навсегда научит отличать один тип от другого освещено в главе “Как отличить барочную блокфлейту от немецкой?”.

Техника игры

Но это внешние мелочи. Главный подвох в том, что из за этой маленькой конструктивной особенности у этих блокфлейт разные аппликатуры при игре некоторых нот.

Так например у флейт сопрано (в строе C) в разных системах по разному будут браться ноты: фа, фа#, как нижние, так и верхние, а так-же верхняя соль#.

Вот, например, аппликатура для ноты фа (для барочной системы см строку с пометкой “B”, а для немецкой – с “G”).

Как видите, брать эти ноты на блокфлейтах немецкой системы несколько проще, но при этом профессиональные музыканты предпочитают блокфлейты барочной системы.

Поэтому я, на всякий случай, выбрал блокфлейту барочной системы и не жалею.

Впрочем есть у блокфлейт еще одно маленькое внешнее отличие, о котором стоит упомянуть.

1.2. География имени

Блокфлейта существует в традициях
разных стран Европы. И в каждом языке можно встретить свои вариации названия.
Так, по-английски блокфлейта звучит как recorder. Это название произошло от слова to record, которое имеет два значения:
записывать и разучивать. О том, как связано это понятие с блокфлейтой, мы
поговорим чуть ниже.

Привычное русскому уху название
«блокфлейта» – это транслитерация немецкого слова blockflote (blockflute), что можно перевести как
«флейта с блоком». Действительно, в нашу страну этот инструмент пришел из Германии
вместе с модой на немецких учителей. Это и объясняет популярность в России
именно немецкой аппликатурной системы.

Не исключено, что от немецкого же
названия произошло и французское flute a bec –
«флейта с мундштуком».

На итальянском языке блокфлейта
звучит как flauto dolce, то есть, «нежная флейта»
или «сладкая флейта». Вероятно, такое название обусловлено тем, что звук
аутентичной блокфлейты действительно был очень нежный и бархатистый. Привычное
нам резкое звучание флейта обрела гораздо позже, незадолго до того, как была вытеснена
со страниц истории музыки поперечной флейтой. Об этом мы тоже поговорим чуть
позже.

Нотный архив

Блокфлейта — инструмент несложный сам по себе. Но с ограниченным диапазоном. Не все ноты можно взять и просто так сыграть, некоторые нужно странспонировать, то есть сдвинуть выше или ниже, чтобы они вписались в диапазон флейты. Ноты для блокфлейты, выложенные ниже, специально адаптированы, чтобы было удобно играть. И по высоте звука, и по количеству встречающихся диезов и бемолей. Приятного музицирования! 🙂

Чистые нотные листы:

  • cо скрипичными ключами
  • со скрипичными и басовыми ключами
  • без ключей, просто линейки

Мелодии для начинающих

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Ёлочка
Jingle Bells
Кузнечик
Happy Birthday
Во поле берёза стояла
Ах вы сени мои, сени
Pain — Shut Your Mouth
Чижик-Пыжик
Говорит Москва (радиопозывные)
Старинный танец
Калинка (русская народная песня)
Ой, то не вечер (русская народная песня)

Популярные мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Careless Whisper (George Michael)
Улетай на крыльях ветра (хор невольниц из оперы «Князь Игорь» Бородина)
песня «Стаканы» из альбома «Беспечный русский бродяга» (Б. Гребенщиков)
Burre (Бурре) И.С. Баха в интерпретации Яна Андерсона (Jethro Tull)
Одинокий Пастух (Lonely Shepherd)
House of the Rising Sun (Дом Восходящего Солнца)
Hot Butter — Popcorn (Воздушная кукуруза)
El Condor Pasa (Полет кондора)
Loituma — Ievas Polka (финская полька)
Europe — The Final Countdown
Гимн Российской Федерации
Manchester Et Liverpool (Мелодия из «Прогноза погоды» )
Love Me Tender (из репертуара Элвиса Пресли)
Take Five из альбома «Time Out» Дейва Брубека (Dave Brubeck)
Hava Nagila
Yesterday (The Beatles)
Over The Rainbow (из репертуара группы «Telenn Gwad»)

Мелодии из кинофильмов и мультфильмов

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Мелодия из телесериала «Улицы разбитых фонарей»
Мелодия из к/ф «Крестный Отец» («The Godfather»)
Мелодия из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
Мелодия из к/ф «Собака Баскервилей»
Chi Mai (тема из к/ф «Профессионал»)
Мелодия из к/ф «Зверобой»
Мелодия из м/ф «Падал прошлогодний снег»
Легенда из к/ф «Собака Баскервилей»

Классические мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Танец Маленьких Лебедей из балета «Лебединое Озеро»
Полонез Огинского («Прощание с Родиной»)
К Элизе (Людвиг ван Бетховен)
Турецкое Рондо (В.А. Моцарт)
Итальянская полька (С. Рахманинов)
Шутка (Скерцо) (И. С. Бах)
Вальс из муз. иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» (Г. Свиридов)

Песни группы «Мельница»

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Зима (из репертуара группы «Мельница»)
Дорога Сна (из репертуара группы «Мельница»)
Невеста Полоза (из репертуара группы «Мельница»)

Средневековые мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Король Артур (английская народная песня)
Green Sleeves (Зелёные Рукава) — старинная английская мелодия
Сборник средневековых мелодий с текстами. Англоязычный.

Этнические мелодии

Мелодия Скачать ноты Послушать мелодию (миди)
Ниточка с иголочкой (английский танец)
Session Tune Sets — сборник ирландских мелодий в архиве

Большое количество ирландских нот с midi можно найти на сайтах http://www.tinwhistler.com и http://www.tinwhistle.ru

На форуме принимаются заявки на пополнение нотного архива 😉

Купил, принес домой, что дальше

Дома присел “подудеть”. А как держать правильно? А что за отверстие в нижней части блокфлейты? А почему два отверстия у дальнего конца флейты сдвоенные?

В общем полез искать ответы в интернете.

Оказалось, что информации про это не так уж и много. Инструмент популярен на западе и, как ни странно, на востоке, а вот в России блокфлейтисты попадаются не часто и толковых учебных материалов по ней почти нет.

Даже тонюсенькие и дорогие брошюры-самоучители, которые попадались, оказались не пригодны для совсем новичка !

В итоге собирал информацию по частям, и параллельно учился играть.

Стало получаться, флейта в моих руках запела, а еще через месяц, открылись новые неочевидные моменты, которые заставили уважать блокфлейту еще больше.

Обо всем этом можно прочесть здесь, на сайте.

Сдвоенные или одинарные отверстия

Обратите внимание на два нижних отверстия у предыдущих блокфлейт. В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные

В нашем примере, у барочной блокфлейты они сдвоены, у немецкой – одинарные.

На самом деле есть барочные блокфлейты с одинарными отверстиями и немецкие со сдвоенными. Так что это НЕ ПРИЗНАК системы, что бы вам кто не говорил.

Для чего нужны сдвоенные отверстия?

Простой пример. Допустим вам нужно сыграть до#.

На блокфлейте со сдвоенными отверстиями вы закрываете все отверстия, а в нижнем сдвоенном просто перекрываете более крупное отверстие, не трогая более мелкое.

На блокфлейте с одинарными, вам придется закрыть все отверстия, а самое нижнее прикрыть на половину! При том от того, если чуть перестараетесь или на оборот, можете получить немного более разный тон.

Для себя я выбрал блокфлейту со сдвоенными отверстиями. Она стоит чуть дороже, но лично мне так комфортнее.

А вот теперь перейдем к более серьезным различиям.

С клапанами или без?

Чуть не забыл про еще одно различие разных блокфлейт – клапаны.

Клапан, если используется, то ставится на самое нижнее отверстие блокфлейт начиная с альта.

По поводу этой детали не стихают ожесточенные споры.

Сторонники клапанов утверждают, что благодаря клапану производитель блокфлейты может расположить отверстия там, где им положено быть, для наилучшего звучания.

Противники клапанов считают, что те довольно громко клацают во время исполнения.

Лично я считаю, что это не принципиально, хотя сам предпочту блокйлейту без клапана. Чем меньше дополнительных деталей, тем меньше цена и шанс что-то сломать в неподходящий момент.

Вроде бы все рассказал… А! НЕТ! Еще флейты различаются по производителю.

Производитель

Вы уже убедились, как много вариантов имеет простая, казалось-бы дудочка-блокфлейта. Но это, как видите, еще далеко не все.

Блокфлейты отличаются по цвету, прозрачности, форме, наличию дополнительных рюшек и конструктивных усовершенствований, которые зависят от производителя.

От производителя-же зависят как качество материала, так и точность (и мягкость) звучания инструмента.

Т.е. блокфлейта может быть сделана из шикарнейшего дерева, иметь богатый внешний вид (и космическую цену), но если конструкция модели неудачная, оборудование неточное, а персонал – неумелый, получите красивую игрушку не пригодную для серьезного музицирования.

Заниматься сравнением блокфлейт разных производителей мне не интересно. Это затратный процесс как по деньгам, так и по времени.

Поэтому для себя я выбираю либо японскую Ямаху (Yamaha), либо немецкий Хонер (Hohner).

Эти бренды, даже если производят свою продукцию на заводах Китая (сейчас все перенесли туда производство), все-равно контролируют качество на столько хорошо, что разные инструменты одной серии имеют одинаковое звучание и качество. Так что можно спокойно заказывать даже не проверяя.

Хотя, я вам настоятельно не рекомендую покупать любой  музыкальный инструмент у тех, кто не готов его заменить, в случае производственного брака. Все-таки всякое бывает, в т.ч. ненадлежащие условия хранения и транспортировки, убивающие инструмент еще до продажи.

Достоинства блокфлейты

Материалом для изготовления этого инструмента являлось преимущественно дерево. Для этой цели хорошо подходил клен, самшит, слива, груша, но больше всего — красное дерево. Сегодня многие блокфлейты изготавливают из пластика. Такой инструмент более долговечен, на нем со временем не появляются трещины, как это происходит с деревянным. Флейта из пластика обладает прекрасными музыкальными возможностями. Еще одно существенное достоинство блокфлейты — невысокая цена, что делает ее доступным духовым инструментом. Сегодня блок-флейту используют в народной музыке, для обучения детей, в классических музыкальных произведениях она не звучит.

История появления и распространение инструмента

Флейта, как известно, является древнейшим музыкальным инструментом, известным человечеству еще в доисторические времена. Ее прообразом считается свисток, который со временем усовершенствовали, добавив для изменения тональности звука отверстия для пальцев. Практически повсеместно флейта распространилась в средневековье.  В 9-м веке н.э. появляются первые упоминания о блокфлейте, которую уже нельзя было спутать со свирелью. В истории появления и развития блокфлейты следует различать несколько этапов. В 14-м столетии это был важнейший инструмент, сопровождавший пение. Звучание инструмента было негромким, но очень мелодичным. Считается, что его распространению во многом способствовали странствующие музыканты. В 15-16 веках блокфлейта перестает играть ведущую роль музыкальных инструментов, которые исполняют вокальную и танцевальную музыку. Самоучитель игры на блокфлейте, как и нотные записи впервые появились в 16 столетии. Эпоха Барокко ознаменовалась окончательным разделением на музыку вокальную и инструментальную. Звучание технологически усовершенствованной блокфлейты стало богаче, насыщенней, появляется «барочная» блокфлейта. Она — в числе ведущих музыкальных инструментов, для нее создаются множество произведений. Для блокфлейты писали Г. Ф. Гендель, А. Вивальди, И. С. Бах.

Блокфлейта уходит в «тень»

В 18 веке значение флейты постепенно уменьшается, из ведущего инструмента она становится сопровождающим. Поперечная флейта с более громким звуком и широким диапазоном быстро сменила блокфлейту. Под новую флейту переписываются старые произведения знаменитых композиторов, пишутся новые. Инструмент убрали из состава симфонических оркестров, иногда использовали в опереттах и среди любителей. Об инструменте практически забыли. И только в середине 20-го столетия блокфлейта вновь приобрела популярность. Немалое значение в этом сыграла цена инструмента, которая во много раз дешевле дорогостоящей навороченной поперечной флейты.

Тональность

По возможностям брать ноты разных тональностей, блокфлейты делятся примерно на десяток разновидностей, но мы разберем наиболее употребляемые. Их пять:

  • Сопранино (в строе F) – диапазон от F2 до G4
  • Сопрано (в строе С) «Descant» – диапазон от C2 до D4
  • Альт (в строе F) «Treble» – диапазон от F1 до G3
  • Тенор (в строе С) – диапазон от C1 до D3
  • Бас (в строе F) – диапазон от F до G2

Сопранино (in F)

Самая маленькая и берущая самые высокие ноты блокфлейта.

Где-то читал, что давным давно ее использовали для того, чтобы учить птиц насвистывать определенные мелодии.

Сопрано (in C)

Универсальная флейта. Подходит умудренным взрослым и малым детям, зеленым новичкам и прожженным профи. С нее любят начинать обучение игре на блокфлейте, на поперечной флейте и на кларнете.

Большинство произведений для блокфлейты пишут именно под Сопрано в строе C.

Такие блокфлейты – мой выбор.

Альт (in F)

Подойдет и любителям и музыкантам с мировым именем. Как и сопрано, пользуется достаточной популярностью.

А вот детям не годится. Интервал между отверстиями требует недетской растяжки пальцев.

Тенор (in C)

На такой блокфлейте сможет играть только профессионал. Интервал между отверстиями потребует профессионально растянутых пальцев. А так – замечательный инструмент.

Подумываю когда-нибудь прикупить. Если найду…

Бас (in F)

Сделан, видимо, специально для мутантов или инвалидов эстрады, поскольку требует невозможной распальцовки, которую придется нарабатывать изнурительными тренировками.

Видимо по этой причине людей, способных на ней играть, я даже на ютубе не смог найти. А жаль, думал и сам посмотреть и вам показать.

Одним словом, начинать рекомендую с сопрано, затем прикупить сопранино. Только после этого стоит брать более крупные и дорогие Альт, Тенор и, если в конец развалите пальцы, Бас.

Впрочем – шучу. Если мутация не входит в ваши планы, то знайте – современные бас-блокфлейты, как правило выпускаются, с клапанами.

Кстати о клапанах…

Вспоминая…

Когда-то, на заре туманной юности мне пришлось
участвовать в школьном духовом оркестре. Меня туда позвал однокласник,
зная, что я занимаюсь музыкой. Я уже несколько лет учился играть
на гитаре. Когда меня встретил руководитель оркестра, он предложил
вначале поиграть мне на медных: на альту или баритоне( и-ста, и-ста…).
Но я уже был мальчик себе на уме и хотел играть только сольные партии,
а не аккомпанемент. Выбрали кларнет. Вот так я встретился с дудочкой.
Поиграл я в оркестре 3 года, но потом закончил школу и забыл о духовых
инструментах, но навыки и понимание что это такое у меня остались.

В те времена музыкальные магазины почему-то
были заполнены немецкими деревянными блокфлейтами, аккордеонами
и пятирядными баянами. Естественно, я не прошёл мимо. Сразу выбрал
себе блокфлейту Альт(Юпитер) и поигрывал на нём иногда для души…
В дальнейшем я выучился на классического гитариста и стал работать
в филармонии. Поездки с концертами : с певцами — романсы, со крипачами
— классика, с флейтой — поп и классика. Одно время мне довелось
поработать с чтицей. Хороший жанр — можно делать интересные программы
— гитара прекрасно сочетается (сливается!) со словом. Кроме чтения
прозы и стихов моя чтица ещё и напевала(в стиле актёрского пения),
поэтому мне пришлось сочинять музыку песен на слова тех поэтов,
стихи которых она читала. Однажды мы решили сделать программу: 1-отделение-СОНЕТЫ-ШЕКСПИРА
и 2-е отделение — СТИХИ- РОБЕРТА БЁРНСА. И вот тут я вспомнил про
дудку. Я принёс блокфлейту и стал наигрывать старинные шотландские
и английские мелодии (в стиле «Зелёных рукавов»). На фоне
блокфлейты прекрасно зазвучала хулиганская и любовная лирика Бёрнса.
Для Сонетов хорошо подошла гитара, с лютневой музыкой. Вот так я
вернулся к дудке и теперь не расстаюсь с ней. В своих гитарных выступлениях
я всегда вставляю несколько номеров с флейтой(и сольно и под фонограмму).
Даю ссылки на You Tube:

1.Spanish Romance
2.Adagio
3. Goodbye 20-th Century!
4.Condor
5.Melody

Иногда на блокфлейте хочется играть побольше.
И вот во времена таких неожиданных порывов я сразу начинаю писать
ШКОЛУ ИГРЫ НА БЛОКФЛЕЙТЕ. Вот такие необычные заскоки(впрочем, как
у всех нормальных флейтистов). Наверное, хочется передать людям
свой небольшой, но всё-таки опыт и помочь любителям этого простого
на вид, но на самом деле не лёгкого в освоении инструмента. Некоторые
страницы из этой, пока не законченной Школы я и предлагаю для всеобщего
обозрения… Конечно, я не считаю себя профессиональным флейтистом
и отношусь к блокфлейте, как к неожиданному и яркому дополнению
к своему основному инструменту — гитаре. Флейта, именно, дополняет
и разнообразит концерт. Я люблю блокфлейту за то что она может петь,
как человеческий голос, что гитара к сожалению не умеет — звук струны
бысто затухает. У гитары — необыкновенный тембр, грудной голос струн…
Гитара — инструмент с очень большими возможностями, но даже она
не может делать то, что делает эта обыкновенная дудочка. Каждый
инструмент умеет что-то своё…

А муз. инструменты, связанные с дыханием,
наиболее приближены к человеческому
голосу, а он (как говорят!) — самый лучший музыкальный инструмент.
Собственно, все лучшие музыканты в своём творчестве стремятся играть
так, как поёт или разговаривает человек.У флейты — с её лёгким звукоизвлечением
большие возможности для выражения мыслей и всплесков души… она
чутко отзывается на малейшие изменения нашего дыхания или движения
языка… блокфлейта в хороших руках может много рассказать интересного…

Я думаю этот инструмент выбирают люди, умеющие
находить и ценить красоту в простых, элементарных вещах… Это очень
ценно! И редко в наш практичный, денежный век. И действительно —
непрестижный музыкальный инструмент — простая дудочка, всего 8 отверстий,
но сколько эмоций, какое развитие она даёт нашему уму и нашему сердцу…
И помогает жить в этом взбесившемся мире…

Всем успехов и добра! 10 июня 2009

1.1. Устройство блокфлейты

Блокфлейта имеет восемь игровых отверстий, семь из
которых располагаются на лицевой стороне инструмента, а одно – на тыльной, оно
выполняет роль октавного клапана, то есть, с его помощью звук повышается вверх
на октаву.

Формирование звука происходит в мундштуке, который является несъемным и
располагается на торце флейты.

Блокфлейта относится к инструментам диатонического
звукоряда, но благодаря использованию «вилочных» аппликатур и передувания строй
может быть расширен до хроматического. «Вилочные» аппликатуры позволяют добиться
нужных полутонов при помощи полузакрытых отверстий.

Хроматический звукоряд – «совокупность звуков,
последовательно расположенных по полутонам (в восходящем или нисходящем
порядке) в пределах имеющегося диапазона какого-либо инструмента».

Диатонический звукоряд – «звукоряд, образованный из
простых ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации),
основной звукоряд в его восходящей или нисходящей последовательности».

Говоря более простым языком, хроматический звукоряд
включает не только основные ноты, но и полутона. Следовательно, при игре на
инструментах с хроматическим звукорядом музыкант имеет больше возможностей для
творчества за счет более широкой звуковой палитры.

1.1.2.
Материалы

Конечно же, изначально блокфлейта не была пластиковой.
Хотя бы потому, что во времена ее изобретения о таком материале просто не
знали. Аутентичная блокфлейта – инструмент деревянный.

Современные блокфлейты, как правило, изготавливаются
из дерева или же из пластика.

Встречаются также комбинированные варианты: основная
часть инструмента изготавливается из дерева, а мундштук – из пластика.

Одними из лучших  еще со времен барокко считаются флейты, изготовленные вручную
из красного дерева, палисандра или самшита. Более «бюджетные» варианты – блокфлейты
из клена, груши или других фруктовых деревьев.

В том, что именно их этих древесных пород
изготавливаются флейты, нет ничего удивительно. Достаточно просто ознакомиться
со свойствами их древесины.

Так, например, палисандр, древесина которого и поныне
является одной из самых дорогостоящих, обладает превосходной влагостойкостью и
практически не подвержен гниению. Вот почему флейта, изготовленная из палисандра,
будет служить долго. Кроме того, древесина палисандра очень плотная и прочная,
что делает готовый инструмент к тому же неподверженным механическим
воздействиям.

Родиной палисандра, кстати, является Индия, где
изобретено множество духовых инструментов. Осмелюсь предположить, что вполне
возможно именно Индия является родиной блокфлейты. Раз уж Россия, как известно,
– родина слонов и балалайки,
то почему бы не предположить, что первыми блокфлейтистами были носители
ведической культуры.  

Древесина клена, груши и яблони также достаточно
твердая и прочная, но все же уступает по свойствам самшиту и палисандру. Думаю,
что «элитность» палисандровых и самшитовых флейт, к тому же, во многом обусловлена
еще и сложностью добычи этих экзотических пород деревьев.

Материал

Тут вроде все просто! Если ты блокфлейта, то тебя делают либо из дерева, либо из пластика.

На самом деле это не все, что следует знать.

Во-первых, блокфлейты бывают еще и комбинированными: “свистулька” из пластика, а трубка из дерева.

Сразу скажу, что для обучения, на мой вкус, такой вариант самый нормальный.

Во-вторых, блокфлейты из дерева могут здорово отличаться. Дерево бывает всякое!

Блокфлейты изготавливают из разных пород деревьев. Это влияет как на стоимость, так и на звучание.

Например хорошие блокфлейты получаются из клена, груши, яблони и (сам не проверял, но читал) из других плодовых деревьев.

Однако спецы утверждают, что блокфлейты из палисандра, самшита и красного дерева гораздо лучше. Они меньше впитывают влагу и дают еще более чистый звук, но стоят в разы дороже.

Какой вариант выбрать?

Пластиковые блокфлейты

Если вы желаете музицировать на берегу моря, нежась в лучах закатного солнца, то лучше берите пластик. Пластик, в отличии от дерева, не боится воды, а стоит так дешево, что даже если вы потеряете инструмент, или просто раздавите, будет не так жалко.

Уход за такими инструментами очень прост, они устойчивы к перепадам температур и влажности.

Одним словом пластиковые блокфлейты идеальны для отпуска, поездок и в качестве запасного варианта! Еще я рекомендовал бы их детским учреждениям и вообще во всех случаях, где блокфлейтой будет пользоваться не один человек (см. особенности ухода).

Минусов у пластиковых блокфлефт два:

  1. Выглядят слишком дешево.
  2. Звучат резковато по сравнению с деревянными.

Так что иметь в хозяйстве хоть одну – однозначно нужно!

Комбинированные блокфлейты

Это мой выбор. Звук довольно приятный, цена сравнительно не высокая, выглядит презентабельно.

Как уже говорил, для новичка вроде меня – самое то.

Деревянные блокфлейты

Если вы профи и выступаете со сцены – то пара тройка деревянных блокфлейт (на выход) у вас уже есть.

К тому-же вы знаете как за ними ухаживать.

В общем, как и говорил, с материалами все просто. Идем дальше.

С чего начал я

Флейту выбрал фирмы Hohner.

Диапазон – Дескант С.

Система – барочная.

Материал – “свисток” из пластика ABC, а сама блокфлейта из дерева.

Просто понравился звук, фактура, внешний вид, ну и цена, разумеется.

Были в магазине и более дешевые полностью из пластика, и полностью из дерева, в десятки раз дороже, но мой выбор продиктован следующим:

  1. Полностью пластиковые флейты звучат резче и любые огрехи в игре сразу режут слух. Все-таки дерево звучит гораздо нежнее, естественнее, приятнее.
  2. Сразу покупать самую дорогую блокфлейту тоже, чисто психологически, побоялся. Вдруг после пары дней желание играть пройдет? Разумнее потом просто купить вторую флейту, так сказать “на выход”.

Что касается производителя и системы, то тут просто повезло, поскольку ничего о блокфлейтах на тот момент я не знал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector