Музыка didgeridoo

Как играть на диджериду: Способ игры

Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах. Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания. Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.

Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.

Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом».
Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.

Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».

Construction

Authentic Aboriginal didgeridoos are produced in traditionally-oriented communities in northern Australia and are usually made from hardwoods, especially the various eucalyptus species that are native to the region. Sometimes a local bamboo or pandanus is used instead. Generally the main trunk of the tree is harvested, though a substantial branch may be used instead. Even when the main trunk is used, the tree will still regenerate as eucalyptus trees sprout again even when cut close to the ground.

Aboriginal didgeridoo craftsmen spend considerable time in the challenging search for a tree that has been hollowed out—by termites—to just the right degree. If the hollow is too big or too small, it will make a poor quality instrument. Termites attack living eucalyptus trees, removing only the dead heartwood of the tree, as the living sapwood contains a chemical that repels the insects. When a suitable tree is found, it is cut down and cleaned out. The bark is taken off, the ends trimmed, and some shaping of the exterior then results in a finished instrument. This instrument may be painted or left undecorated. A rim of beeswax may be applied to the mouthpiece end. Traditional instruments made by Aboriginal craftsmen in Arnhem Land are sometimes fitted with a «sugarbag» wax mouthpiece. This comes from wild bees and is black in appearance, with a distinctive aroma.

Less authentic didgeridoos can also be made from PVC piping. These generally have a 3.81 centimeters (1.50 in) to 5.08 centimeters (2.00 in) inside diameter, and have a length corresponding to the desired key. The mouthpiece may be made of the traditional beeswax, or a few layers of duct tape. An appropriately sized rubber stopper with a hole cut into it also can serve as a mouthpiece. Some have also found that finely sanding and buffing the end of the pipe creates a sufficient mouthpiece.

Техника игры

Особенности инструмента

По технике исполнения диджериду можно разделить на три категории:

  • для медленной, медитативной игры (тональности си, до, ре);
  • для быстрой, ритмичной игры (тональности фа и соль);
  • универсальные — как для медленной, так и для быстрой игры (тональность ми).

Звукоизвлечение

Извлечение звука при игре на диджериду происходит за счет вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма.

Диджериду звучит только на одной ноте (основной тон или дрон), но обладает чрезвычайно богатым спектром обертонов (высокочастотные призвуки, по которым человеческое ухо различает тембр). Тон инструмента определяется его длиной и конфигурацией внутреннего канала. Приведем пример для прямолинейного диджериду, имеющего постоянный диаметр. Чем инструмент длиннее и уже, тем тон ниже и наоборот — чем он короче и шире, тем тон выше. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5—2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Степень варьирования тона зависит как от параметров самого инструмента, так и от мастерства исполнителя.

Непрерывное дыхание

При игре на диджериду применяется техника непрерывного (циркулярного, циклического) дыхания, часто вызывающая недоумение у начинающих музыкантов. Дело в том, что для достижения непрерывного звучания требуется делать вдох одновременно с выдохом. Добиться этого проще всего за счет сжатия надутых щек в момент вдоха. Щеки выполняют роль «мешка», аккумулирующего воздух и поддерживающего необходимое для извлечения звука давление. Перекрыв поступление воздуха из лёгких, исполнитель может на короткое время продолжить вибрацию губ, уменьшая объём этого «мешка». Как раз в этот момент и делается быстрый, резкий вдох.

Приёмы игры

Одним из основных приёмов игры является использование так называемых «передувов». Во время попыток извлечь свой первый дрон у новичков иногда непроизвольно получается высокий, громкий звук, как у горна или трубы. Это происходит из-за чрезмерно напряжённых губ. При правильной технике передувы извлекаются быстро и коротко, расставляя акценты и образуя ритмическую составляющую.

Помимо этого очень важную роль играет язык. В процессе игры положение языка можно изменять, выделяя обертоны, однако в основном он используется для исполнения различных ритмов, например: «та-ка-ка, та-ка-ка», «туаки-туаки-туа», «та-ка-така, та-ка-та-ка-така» и т. п. Так же можно разнообразить звучание диджериду посредством голоса. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, звуки природы и проговаривать целые фразы, не прерывая дрон.

Название и этимология

Среди аборигенов северной Австралии существует множество названий для этого инструмента, ни одно из которых не напоминает слово «диджериду». Некоторые энтузиасты и учёные решили оставить местные названия для традиционных инструментов, и эта практика была одобрена общественными организациями аборигенов. Однако в повседневных разговорах двуязычные аборигены часто используют слово «диджериду», заменяя этим словом название инструмента в их традициях.

Слово «диджериду» считается ономатопеическим словом западного изобретения. Ранние появления слова включают появление в 1919 году в газете «Smith’s Weekly», где упоминается, как «адский диджерри», который «продуцирует лишь один звук — (голосовое) диджерри, диджерри, диджерри, и т. д.». Также слово появилось в 1919 году в «Australian National Dictionary», газете «The Bulletin» в 1924 году и в работах Герберта Бейсдоу в 1926 году.

Противоречиво альтернативное объяснение происхождения слова, согласно которому «диджериду» является искажением фразы на ирландском языке «dúdaire dubh» либо «dúidire dúth». «Dúdaire/dúidire» — существительное, которое может означать, в зависимости от контекста, «трубач», «хуммер», «крунер», «длинношеий человек», «подслушивающий» или «цепной курильщик», в то время как «dubh» означает «чёрный», а «dúth» — «местный» или «коренной».

«Yiḏaki» (иногда произносимый как «yirdaki») — одно из самых используемых названий, хотя в строгом смысле, слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми йолнгу (англ. Yolngu people), проживающими в Арнем-Ленд. Однако после того, как в начале 2011 года умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на «yiḏaki», люди йолнгу стали использовать синоним «mandapul» для обозначения инструмента из уважения к умершему[источник не указан 2091 день].

Существует большое количество других имён для диджериду. Ниже описаны самые известные:

Народ Местность Название
Энинтиляква Грут-Айленд ngarrriralkpwina
Йолнгу Арнем-Ленд Mandapul (Yidaki)
Гаппапуги Арнем-Ленд Yiraka
Джинан Арнем-Ленд Yirtakki
Ивайдя Полуостров Кобург artawirr
Jawoyn Катрин Gunbarrk
Какутю Какаду garnbak
Нгарлума Рюборн Kurmur
Наилнаил Кимберли ngaribi
Уаррэй Аделаида bambu
Мэйалай Аллигатор Риверс martba
Pintupi Центральная Австралия paampu
Аранда Алис-Спрингс Ilpirra

История

Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. Игра на нём сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган, и, отчасти орган.

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ, Jamiroquai).

Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 1980-х годах. В 1992 году Aphex Twin использовал звучание диджериду в танцевальной композиции «Didgeridoo», которая стала хитом британских танцполов.

Известные исполнители и группы

Сольные исполнители

  • Залем Деларбр (Франция) — при игре использует технику битбокса и звуковые эффект-процессоры. Один из основоположников французского стиля вобблинг.
  • Дубравко Лапайн (Хорватия) — при игре использует диджериду размером до 7 метров. В игре он предпочитает оторваться от мундштука, дать губам больше свободы, использовать канал диджериду не только для воспроизведения чистого дрона, но и для трансформации собственного голоса, артикуляции, воспроизведения различных эффектов, создаваемых ротовой полостью и диафрагмой. Оригинальность стиля игры Дубравко заключается в мощном и напористом звучании.
  • Чарли МакМахон (Австралия) — один из самых известных диджериду-исполнителей в мире. Внёс наибольший вклад в популяризацию инструмента за пределами Австралии. Изобрёл устройство «Face Bass» — сейсмический микрофон, регистрирующий звук непосредственно внутри ротовой полости.
  • Ондрей Смейкал (Чехия) — при игре использует диджериду размером до 4 метров с широкими раструбами, что позволяет ему создавать глубокое звучание и воспроизводить более широкий спектр обертонов, чем это возможно на типовых инструментах. Сочетает диджериду с электронной музыкой самых разных направлений, от брейкбита и техно до транса и эмбиента.
  • Уильям Торен (США) — известен как изобретатель «Multidrone Didgeridoo» и разработчик техники игры на нём. Много гастролирует как в качестве сольного исполнителя, так и с группой «Gorangutang», которая смешивают диджериду с хип-хопом, фанком и роком.

Коллективы

  • Gondwanaland — австралийская группа, использующая диджериду, синтезаторы и гитары. Была основана в 1981 году Чарли МакМахоном (диджериду, вокал) и Питером Кэроланом (синтезатор).
  • Airtist — музыкальный проект, сочетающий диджериду, варган и битбокс. Музыканты не используют синтетические звуки и семплы, создавая танцевальную музыку посредством акустических инструментов и голоса.
  • Hilight Tribe
  • Inlakesh — основой группы, созданной в 1990 году, являются двое музыкантов — Таня Жерар и Роб Томас. Таня освоила игру во время посещения тибетских общин в Дармсале.
  • Ganga Giri
  • Didjworks
  • eMDee
  • 3ple-d — голландская группа, образованная в Амстердаме в 1995 году двумя уличными музыкантами — Лизом Бейеринком и Михилом Техлером. В 2004 году в состав группы вошёл перкуссионист Теренс Самсон.
  • Like a Storm-группа из Новой Зеландии,созданная в 2005 году.

Cultural significance

A collection of modern Australian Didgeridoos.

The didgeridoo is sometimes played as a solo instrument for recreational purposes, though more usually it accompanies dancing and singing in ceremonial rituals. For Aboriginal groups of northern Australia, the didgeridoo is an integral part of ceremonial life, as it accompanies singers and dancers in religious rituals. Pair sticks, sometimes called clapsticks or bilma, establish the beat for the songs during ceremonies. The rhythm of the didgeridoo and the beat of the clapsticks are precise, and these patterns have been handed down for many generations. Only men play the didgeridoo and sing during ceremonial occasions, whilst both men and women may dance. The taboo against women playing the instrument is not absolute; female Aboriginal didgeridoo players did exist, although their playing generally took place in an informal context and was not specifically encouraged.

The didgeridoo was also used as a means of communication across far distances. Some of the sound waves from the instrument can be perceived through the ground or heard in an echo. Each player usually has his own base rhythm which enables others to identify the source of the message. These secondary uses of the instrument have ceased in modern times, with the advent of modern technology.

There are sacred and even secret versions of the didgeridoo in Aboriginal communities in parts of Arnhem Land, Northern Territory, and the surrounding areas. These sorts of instruments have specific names and functions and some of these are played like typical didgeridoos, whereas others are not. Due to their secluded nature, little is known about them.

Устройство и изготовление диджериду

Австралийская дудка диджериду изготавливается из дерева. Для создания инструмента аборигены используют выеденный термитами ствол эвкалипта, с которого вытрушивают труху и прикрепляют подготовленный из пчелиного воска мундштук. После чего покрывают узорами и племенными символами. В длину классический диджериду достигает 1-3 м, а у современных европейских и американских исполнителей можно увидеть экземпляры до 7 м длинной. Корпус может быть ровным, расширяющимся к раструбу и спиралевидным.

В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.

Health benefits

A 2005 study reported in the British Medical Journal found that learning and practising the didgeridoo helped reduce snoring and obstructive sleep apnea by strengthening muscles in the upper airway, thus reducing their tendency to collapse during sleep. In the study, intervention subjects were trained in and practiced didgeridoo playing, including circular breathing and other techniques. Control subjects were asked not to play the instrument. Subjects were surveyed before and after the study period to assess the effects of intervention. A small 2010 study noted improvements in the asthma management of Aboriginal teens when incorporating didgeridoo playing.

Amateur didgeridoo player using bamboo instrument

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Didgeridoo  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Didgeridoo»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов.  В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей.  Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Примечания

  1. .
  2.  (англ.). h2g2.com (англ.)русск. (7 December 2001). Дата обращения 19 февраля 2015.
  3. // Большая российская энциклопедия. Том 32. — М., 2016. — С. 442.
  4. ↑ . Yidaki Dhawu Miwatjnurunydja. Buku Larrngay Mulka Centre. Дата обращения 14 июля 2011.
  5. . Flinders Journal. Flinders University (10—23 June 2002). Дата обращения 30 октября 2012.
  6. Компактный диджериду в виде коробочки с входным и выходным отверстиями и внутренним каналом, имеющим изгибы под 180°.
  7. Вобблинг — активное, очень быстрое использование щек в игре. За счёт резких сокращений щек получаются необычные «булькающие» звуки, гармонично вписывающиеся даже в самые быстрые паттерны.
  8. . membrana.ru (23 декабря 2005). Дата обращения 14 ноября 2014.
  9. Otto Braendli.  (нем.) (недоступная ссылка). Medienmitteilung. Universität Zürich (23.12.2005). Дата обращения 14 ноября 2014.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Литература

  • Диджериду // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 199. — 786 с.
  • Ah Chee Ngala, P., Cowell C. (1996): How to Play the Didgeridoo — and history. ISBN 0-646-32840-9
  • Chaloupka, G. (1993): Journey in Time. Reed, Sydney.
  • Cope, Jonathan (2000): How to Play the Didgeridoo: a practical guide for everyone. ISBN 0-9539811-0-X.
  • Jones, T. A. (1967): «The didjeridu. Some comparisons of its typology and musical functions with similar instruments throughout the world». Studies in Music 1, стр. 23—55.
  • Kaye, Peter (1987): «How to Play the Didjeridu of the Australian Aboriginal — A Newcomer’s Guide.
  • Kennedy, K. (1933): «Instruments of music used by the Australian Aborigines». Mankind (August edition), pp. 147—157.
  • Lindner, D. (ed) (2005): The Didgeridoo Phenomenon. From Ancient Times to the Modern Age. Traumzeit-Verlag, Germany.
  • Moyle, A. M. (1981): «The Australian didjeridu: A late musical intrusion». in World Archaeology, 12(3), 321—31.
  • Neuenfeldt, K. (ed) (1997): The didjeridu: From Arnhem Land to Internet. Sydney: J. Libbey/Perfect Beat Publications.

Устройство

Классические диджериду

Традиционно диджериду изготавливаются самой природой. В засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта, в результате чего внутри ствола образуется полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска. Сам инструмент часто раскрашивают или покрывают изображениями тотемов племени. Длина инструментов варьируется от 1 до 2,5—3 м.

Модификации

Современные диджериду очень разнообразны. Существуют инструменты как с постоянным диаметром трубы, так и расширяющиеся от мундштука к раструбу, а также спиралевидные диджериду и диджебоксы.

Отдельным классом идут так называемые диджерибоны — гибриды диджериду и тромбона. Диджерибон изобрёл популярный австралийский музыкант Чарли МакМахон, известный своими экспериментами по смешиванию звучания диджериду с современной музыкой. Инструмент состоит из двух трубок, одна из которых вложена в другую по принципу телескопического механизма. Такая модификация позволяет во время игры менять длину и, как следствие, тональность звука. Диджерибоны изготавливают из пластика или алюминия и раскрашивают в чёрный, жёлтый и красный цвета, традиционные для австралийских аборигенов.

Менее распространённые модификации:

  • Keyed Didgeridoo — диджериду, оснащённый системой клапанов наподобие саксофона, изобретённый исполнителем Грэхэмом Виггинсом.
  • Multidrone Didgeridoo, особенность которого заключается в специальном строении канала. У него очень узкая, длинная и постоянная по диаметру мундштучная часть, и длинный, также постоянный по диаметру раструб. Мундштук имеет особую овальную форму, благодаря которой губы получают большую свободу в движениях, их можно расслабить сильнее, чем при игре на обычном диджериду. За счет этого инструмент издаёт сразу несколько основных дронов, и звучание приобретает мелодичность. Играть на таких диджериду достаточно сложно, требуется освоение дополнительных навыков. Инструмент изобрёл американский исполнитель Уильям Торен (англ. William Thoren).
  • Didjflute — диджериду с отверстиями, как у флейты. Звук инструмента невыразителен, но, в отличие от диджерибона, позволяет наигрывать довольно сложные мелодии.

Как играть на диджериду

Сам процесс игры очень нестандартен. Звук получается за счет вибрации губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость yidaki.

Для начала нужно научиться извлекать хоть какой-нибудь звук. Пока что отложите инструмент и порепетируйте без него. Вам нужно попробовать фыркнуть как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно наблюдайте за тем, как работают ваши губы, щеки и язык. Запомните эти движения.

Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно приложите мундштук ко рту так, чтобы губы оказались внутри него. Мышцы губ при этом должны быть максимально расслаблены. Повторите отрепетированное «тпруу». Фыркайте внутрь трубы, стараясь не нарушать контакт с мундштуком.

У подавляющего большинства людей на этой стадии ничего не выходит. Или губы слишком напряжены, или они неплотно прилегают к инструменту, или фырканье получается слишком сильным. В результате или звука нет вообще, или он получается чересчур высоким, режущим слух.

Как правило, нужно 5-10 минут практики, чтобы издать свою первую ноту. Вы сразу поймете, когда диджериду подаст голос. Инструмент ощутимо завибрирует, а помещение наполнит всепроникающий рокот, исходящий, казалось бы, из вашей головы. Еще немного – и вы научитесь получать этот звук (он называется дрон) сразу.

Мелодии и ритм

Когда вы научитесь уверенно «гудеть», можно идти дальне. Ведь из одного гудения музыку не построишь. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить его тембр звучания. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте во время игры неслышно пропевать разные гласные, например «е-е-о-о-у-у-е-е». Звук при этом будет ощутимо меняться.

Следующая техника – это артикуляция. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-нибудь ритмический рисунок. Выделение достигается за счет резкого выброса воздуха, как будто вы произносите согласный звук «т». Попробуйте задать своей мелодии ритм: «ту-ту-ту-ту».

Все эти движения совершаются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными – они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Поначалу воздух у вас будет заканчиваться очень быстро. Но со временем вы научитесь гудеть экономично и растягивать один вдох на несколько десятков секунд.

Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику циркулярного дыхания. Она позволяет играть непрерывно, даже во время вдоха. Если коротко, то суть в следующем: в конце выдоха нужно надуть щеки. Затем щеки сокращаются, выпуская остатки воздуха и не давая губам перестать вибрировать. Одновременно с этим делается мощный вдох через нос. Эта техника довольно сложна, и для ее изучения нужен не один день упорных тренировок.

Несмотря на свою примитивность, диджериду – интересный и многогранный инструмент. Музыканты сочетают его с этническими барабанами, варганами, флейтами и горловым пением для создания завораживающих медитативных композиций. Если вы ищите новое нестандартное звучание в своей музыке – возможно, вы сможете получить его именно с помощью этого древнего инструмента.

Автор текста – Молянов Павел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector